Цукубаи

Цукубаи, tsukubai – небольшой традиционный японский бассейн в основном ритуального назначения. Ковшик из бамбука с длинной ручкой - Hishaku.

Цукубаи (яп. 蹲, 蹲い, 蹲踞, tsukubai) – небольшой традиционный японский бассейн в основном ритуального назначения.

Само слово происходит от старого глагола цукубау – садиться на корточки.

Цукубаи изготавливаются из цельного необработанного камня и носят культовый характер. Чаша (Chozubachi) также имеет определённую форму и свой особый смысл. Каменные чаши бассейна украшаются иероглифами и религиозными символами. Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу (kakei, какеи, яп. 花茎). Иногда какэй дополняются несложным бамбуковым механизмом, который издаёт стук с определённой периодичностью.

На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой (蹲踞柄杓, цукубаи-бисяку). Каждый гость обязан зачерпнуть воду из источника и поочерёдно омыть руки, лицо, прополоскать рот, дабы очистить разум и тело, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика. Набирать воду в рот прямо из ковшика нельзя, воду наливают из ковшика в пригоршню или набирют воду в рот из своей ладони.

Место цукубая в саду. Цукубаи является неотъемлемой частью садика родзи, который примыкает к чайному домику. Цукубаи бывают двух видов: накабачи и мукаибачи Как и тясицу, цукубай являются обязательной частью традиционной японской чайной церемонии. В настоящее время цукубаи наряду с традиционными фонарями торо часто используются как декоративный элемент в японских садах.

Располагают цукубаи относительно главного камня в саду (как правило этот камень находится в центральной части сада и является ориентиром для расположения всех остальных компонентов) таким образом, чтобы человек, совершая омовение, мог любоваться главным камнем сада и наполняться положительной энергией. Для того, чтобы посетитель мог видеть главный камень указанным образом, цукубаи располагают параллельно (или почти параллельно) или по диагонали по отношению к той части сада, в которой располагается главный камень. Цукубаи обычно располагают на самом низком и ровном участке сада.

Чаша-цукубаи имеет форму бочки, вкопанной в землю, и изготовляется из камней, выточенных самой природой. Эти камни могут быть покрыты густым мхом или налётом ржавчины, а их цвет может колебаться от темно-зеленого с красноватым оттенком до ярко-коричневого. «Настоящие» камни могут быть источены водой или ветром и чаще всего такие камни будут нежно-коричневого, слегка розоватого или бежевого, а также зеленовато-желтоватого цвета.

Помимо цвета камней имеет важное значение их размер и общее количество: число камней в цукубаи обязательно должно быть нечётным, а их внешний вид должен отличаться друг от друга, т.е. камни не должны быть симметричными и правильными все до единого. Приветствуются асимметрия и самые разнообразные формы.

Почему так важно использовать камни, обработанные самой природой? По мнению японцев такие камни воплощают в себе идею о полноценности и гармонии человеческой жизни. Каждый человек исключителен и является личностью, а значит, даже если люди живут рядом на одной территории и находятся в равном социальном положении, то при этом их мировоззрение, привычки и ценности всё равно не будут идентичными. В каждом человеке есть что-то такое, что неизменно отличает его от других. Камни в японском саду, сложенные в цукубаи, призваны натолкнуть созерцателя на мысли о человеческом бытие и различности человеческих судеб и одновременно подтолкнуть его к неспешному созерцанию красоты сада.

История появления. Наибольшее распространение цукубай получили в XVI веке с популяризацией чайных церемоний, которые проходили в чайных домиках. Тем не менее, у цукубаев гораздо более древняя история. Первоначально это были камни, которые ставились монахами и отшельниками под струи водопадов горных ручейков. За долгое время в камнях образовывались углубления, достаточные для зачерпывания руками воды. Ценились такие цукубаи весьма дорого и, естественно, при такой технологии, камней на всех не хватало. Традиционный квадратно - круглый вид цукубаи приобрели в X веке.

Надпись на цукубаи в Рёан-дзи. Изначально подобные бассейны были атрибутами буддийских храмов Японии, в особенности направления дзэн.

На некоторых цукубаи, например в храме Рёан-дзи, делается надпись иероглифами 吾唯足知 (при этом квадратная ёмкость для воды «участвует» в формировании каждого знака, являясь частью каждого из четырех иероглифов размещенных по кругу), в более развёрнутом виде: 吾れ唯足るを知る, варэ тада тару-во сиру, что можно перевести как «стараюсь быть довольным тем, что имею», то есть, важно чувствовать духовное удовлетворение вне зависимости от материального благосостояния. Есть еще умывальники перед входом на территорию храма или святилища. Их называют 手水舎(ちょうずや・てみずや)или 水盤舎(すいばんしゃ)и они предназначены для ритуального омовения рук и полоскания рта. Существует особая очередность этого действа.

Бамбуковый ковшик. Ковшик из бамбука с длинной ручкой (Hishaku) имеет размер примерно 14 дюймов в длину и чашку диаметром х 2 дюйма.

Hishaku используется для наливание горячей воды в чайную кружку из железного котелка (Кама). Tetsubin не требует использования hishaku. Различные виды ковшика используют для различных церемоний и в разные сезоны. Большой ковшик, который изготовливается из древесины кипариса используется для ритуального ополаскивания рук и рта гостей перед входом в чайный домик, или используется при подготовке чайной церемоний в чайном домике (mizuya), в этом случае он называется mizuya-bishaku.

Ковшики изготавливаются из древесины кипариса или бамбука, размер и материал зависит от целей и назначения.