Столбы Маньпупунер

В первую очередь это каменные «столбы» на вершине хребта Маньпупунер. Небольшой хребет высотой 1200 м над уровнем моря расположен у истока крупнейшей реки Европейского Севера – Печоры. На языке манси этот хребет называется Маньпупунер, на языке коми – Ичот-Болван-из (Малый Болванский хребет). Туристы романтически именуют его Горой каменных идолов: Маньпупунерские столбы на платообразной вершине – один из самых зрелищных памятников природы не только России, но и мира.

Среди коренных жителей Северного Урала ходят разные легенды о происхождении этих оригинальных каменных скульптур. Одна из них, мансийская, приведена в замечательной книге исследовательницы Урала ВЕК А. Варсонофьевой «Жизнь гор» (1948 год): «Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер, священную вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на вершину, поднимающуюся южнее Маньпупунера и называемую теперь Койпом, что значит по-вогульски „барабан». И шаман и все его спутники окаменели от страха».

Основатель Печоро-Илычского заповедника Ф. Ф. Шиллингер в книге «Охрана природы» (1930 год) приводит легенду, бытующую среди жителей Припечорья: «Злой человек преследовал дочь своего соседа, желая взять ее себе в жены. Красавице и ее семье не по вкусу пришелся старый и безобразный, алчный, злой, преступный и вдобавок неверующий жених, и они отказали ему, несмотря на то что он был очень богат. Тогда тот решил силой овладеть девушкой и со своими людьми нагрянул на дом своего соседа и разгромил его. Но девушка со своими братьями бежала в горы. Здесь они спрятали свою сестру в пещеру под скалой и вступили в неравный бой с их многочисленными преследователями. Жестокая битва длилась несколько суток подряд, но братья не сдавались и запрещали сестре выходить из пещеры. Гибель их становилась очевидной, так как враги их беспрерывно получали подкрепление. В момент, когда враги стали уже одолевать изможденных братьев, девушка вышла из своего убежища и пошла к ним, моля провидение сотворить чудо для спасения ее храбрых защитников. И, чудо свершилось, все братья и она сама окаменели в застигнутых позах: старший брат-богатырь с приподнятым мечом, сестра в молящемся виде с поднятыми к небу руками. Враги в ужасе бежали, и лишь один из них, который находился в рукопашной схватке с одним из братьев, тоже окаменел и так остался в его объятьях».

Русские, жившие на Верхней Печоре, называли эти останцы богатырями. Согласно преданиям русских старожилов, богатыри окаменели во время битвы с разбойниками. В другом печорском предании, записанном в той же среде, останцы предстают окаменевшими фигурами остяков-язычников, которые пришли совершить жертвоприношение, – Всевышний обратил идолопоклонников в камень. Среди коми известна легенда, согласно которой эти останцы являют собой фигуры семи разбойников, окаменевших до дня Страшного суда по повелению Всевышнего, призывавшего их покаяться и получившего в ответ насмешливый вызов.

В 30 км к северу от Маньпупунера находится другое почитаемое святилище – плато Торрепорреиз. Первым русским исследователям Северного Урала, побывавшим здесь в 1920-х году, удалось застать деревянных идолов, которым поклонялись манси. ВЕК А. Варсонофьева, посетившая плато в 1926 году во время своих геологических изысканий, нашла на его вершине четыре деревянные антропоморфные скульптуры. В переводе с коми Торрепорреиз – «торцовое, трудно проходимое место с препятствиями и нагромождениями». Манси называют эту гору Монингтумп, что означает «гора столбов или развалин». Вершина хребта сложена из тех же кварцитовых сланцев, что и Маньпупунер.

В Приполярном Урале особый интерес представляют каменные идолы в низовье реки Балбанью. Река берет начало недалеко от высочайшей вершины Урала – горы Народной и стекает по западному склону Урала, впадая в реку Кожим. О том, что река когда-то занимала особое место в верованиях местных народов, говорит и ее мансийское название – Ялпын т. е. «священная река». Название реки на языке коми происходит от слова «балбан», или «болван», – «истукан», «статуя», «идол», «языческий изваянный бог».

Вблизи места впадения Балбанью в реку Кожим над берегом возвышаются два каменных болвана: Каменная баба высотой 30 м, издали напоминающая фигуру женщины, и огромный валун Старик-хозяин. О том, что площадки у этих каменных идолов в эпоху палеолита служили местами жертвоприношении, свидетельствуют найденные здесь кремационные и жертвенные канавки, обугленные кости оленей и лосей, сломанные (жертвенные) наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, остатки столбов прямоугольного жилища, керамические черепки. Некоторые находки, сделанные на Балбанью, относятся к IV тысячелетию до н. э.

Название Болбан носило когда-то село Петрунь, расположенное на реке Усе – притоке Печоры. По преданию, село было основано на «святом месте» оленеводов-ненцев, которые приносили здесь жертвы своему идолу Болбану. Ему жертвовали самые дорогие меха (куницу, горностая, лисицу, песца, соболя), закалывали для него отборных оленей. Сам деревянный идол Болбан «был высотой в человеческий рост, голова круглая, высечена личина; руки, ноги расчленены. Каждый год жители приносили для идола новую одежду и одевали его. По одежде считали, сколько ему лет». По воспоминаниям жителей, около «божка» проводились языческие церемонии: разводили ритуальный костер, варили мясо жертвенного животного, которое ели как сырым, так и вареным; кровью мазали губы болвана. Пели, плясали, били в барабан; посторонних на церемонию не допускали. Говорят, что еще в 1930-х год на местах капищ валялись оленьи рога и кости. В настоящее время горные массивы Маньпупунер и Торрепорреиз входят в состав территории Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника, а река Балбанью – национального парка «Югыд ва», вместе образующих объект Всемирного природного наследия «Девственные леса Коми».

Особую известность Маньпупунерский хребет приобрел в 2008 год, когда по результатам Всероссийского конкурса на самые зрелищные природные достопримечательности вошел в число «Семи чудес России».

Основная, наиболее примечательная группа останцов возвышается на северной оконечности хребта, по краю почти идеально выровненного горного плато, и состоит из семи гигантских каменных столбов. Шесть столбов Маньпупунер выстроились цепочкой в ряд, а один, самый большой, стоит несколько в стороне. Высота столбов составляет от 29 до 49 м. Болваны стоят строго вертикально и образуют монолитную группу протяженностью от первого к седьмому в 630 м. Первый болван (Вожак-шаман, он же Старший брат-богатырь) высотой 35,9 м удален от ближайшего соседа из основной группы на 383 м, остальные отстоят друг от друга на расстояния от 22 до 76 м. Два болвана возвышаются практически бок о бок.

В полукилометре от них на юг за глубокой долиной ручья расположена еще одна группа живописных каменных изваяний, высота которых заметно ниже. Возглавляет эту группу характерный останец, удивительно похожий на одногорбого верблюда. Центральная скала группы напоминает стену средневековой крепости.

Останцы сложены в основном из прочных сланцев, поверхность которых испещрена множеством глубоких трещин. По мнению ученых, все эти скалы-останцы – это результат воздействия различных природных факторов (воды, ветра, мороза, летней жары), которые в течение многих миллионов лет «обрабатывали» стоявшую здесь когда-то гору, отделяя от нее узкую стенообразную скалу, сложенную из наиболее твердых пород, а затем разрезая ее на отдельные столбы. Без сомнения, имели к этому отношение и тающие ледники, сплошным панцирем покрывавшие территорию Урала в древности. Процесс неумолимого разрушения продолжается и в наши дни, о чем свидетельствуют свежие обвалы пород у подножия некоторых останцов.

На всех, кто их видел, маньпупунерские болваны производят неизгладимое впечатление. Вот что писал известный исследователь Урала Г. А. Чернов: «В 1936 году наш олений караван проходил в нескольких километрах южнее болванов. Поднявшись с рассветом и захватив фотоаппарат, я пошел засвидетельствовать семи великанам-самоедам свое почтение. В 10 км от меня моему взору открылась необычайная картина: на ровной поверхности горы угрюмо стоят семь каменных великанов. Но мне удалось сделать лишь два снимка, один на расстоянии 1 км, другой – в 300 м. Налетевший ветер принес с собой клубы тумана, который и окутал их своей белой, волокнистой пеленой. Но это мимолетное знакомство с каменными "великанами" осталось у меня в памяти на всю жизнь. Они действительно производят впечатление чего-то удивительно загадочного».

Ботаник В. С. Говорухин писал в 1929 году: «Иногда скалы на ровных, пологих вершинах гор принимают крайне причудливый облик. На Торрепорреиз они в целом создают впечатление развалин какого-то странного заоблачного города с широкими прямыми „улицами», большими площадями, вымощенными громадными каменными плитами, словно циклопические мостовые древних городов Эгейского мира. Посреди одной из таких площадей, густо заросшей арктической растительностью, возвышаются столпообразные ворота, как бы пилоны природного храма. Боги полудиких кочевников-остяков нашли здесь себе приют, и их грубые деревянные фигуры, обросшие мхом и лишайниками, стоят под низким навесом скал. Высокие отвесные стены окружают этот фантастический мертвый город с запада и вместе с густыми туманами и облаками как бы ограждают его от дерзких западных пришельцев».

Согласно легенде, на горе Торрепорреиз когда-то была заколдована и превращена в камень девушка. По преданию, с определенного места на этом горном плато можно увидеть ее фигуру.