Пинежье

Пинежье это глубинка Русского Севера. Пинежский район расположен на севере Архангельской области, в самой сердцевине Европейского Севера России. Главная река этого лесного края, конечно, Пинега. Она протекает по широкой пойменной долине, и все многочисленные здешние реки являются ее притоками. Сама Пинега (а ее длина 800 км) впадает в Северную Двину.

Административный центр Пинежского района – село Карпогоры, а исторический – поселок Пинега, расположенный на правом берегу реки в 230 км восточнее Архангельска. Впервые пинежские селения упоминаются в уставной грамоте, составленной в Новгороде в 1137 году по приказу князя Святослава Ольговича. По одной из версий, происхождение топонима Пинега связано с чудским племенем пинь, жившим в незапамятные времена в низовьях реки; по другой – с именем злого языческого духа Пинигезе породившего комаров. У писателя Евгения Федорова можно прочесть: «...жгли костры и заклинали злого духа Пинигезе, создавшего комаров». Пинежье действительно славится обилием этих назойливых серых кровососов.

История освоения архангельского Севера, в том числе и Пинежского края, началась сразу после отступления ледника: древние рыбаки и охотники заселяли долины северных рек Онеги, Двины, Пинеги, Мезени, Печоры, приходя из более южных районов. Кроме охоты и рыболовства, они занимались также сбором грибов, ягод, съедобных растений.

О религиозных воззрениях древнего человека свидетельствует пещера-святилище, открытая в 1941 г. на правом берегу реки Курги. На известняковых стенах изображены восемь обрядовых человекоподобных фигур с широко расставленными руками и ногами. Рисунки высечены острым металлическим зубилом и датируются концом I тысячелетия до н. э. В Пинежье встречаются и другие предметы культового характера, относящиеся к более позднему времени. Это и бронзовые топоры в виде драконов с головами грифонов, и даже один бронзовый идол, изображающий человеческую фигуру с поднятыми руками. Его нашли в деревне Кузомень на правом берегу Пинеги в 1900 году.

Продвижение русских в северные земли началось в IX веке, а в XIII – XIV столетиях здесь появились погосты, одним из них стал Волок Пинежский. Погосты были центрами сбора дани с окрестных деревень в пользу новгородского князя, здесь торговали, возводили православные храмы. По мнению историков, завоевания Заволочья как такового не было, русские поселенцы постепенно и мирно осваивали этот край.

Еще раньше, в начале I тысячелетия, территорию Пинежья стали обживать племена чуди заволочской (или заволоцкой), то есть пришедшей из-за «волока», связывавшего Онежское озеро с озером Белым и Шексной. В XI – XIV веках этот район назывался Заволочьем, в настоящее время это территория Вологодской области.

Чудь – одно из многочисленных финно-угорских племен. Некоторые из них упоминаются в первом русском летописном своде - «Повести временных лет»: «...седять русь, чюдь, и вси языцы: меря, мурома, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печора, ямь, оугра...». В народной памяти пинежан сохранилось название «чудь белоглазая», относящееся, вероятно, к представителям прибалтийско-финских племен. Название говорило о том, что это люди необычные, «чудные», «чудящие», пришельцы из иного, чуждого местным жителям мира.

Во многих преданиях чудь предстает как племя великанов-богатырей и хранителей зачарованных кладов. Вот как рассказывают о них пинежане: «Чудь – не то финские племена, не то коми. Первобытные люди. Жили здесь до новгородцев. А как новгородцы их погнали, они в леса и по речкам уходить стали. Часть в верховья ушла, в сторону Нюхчи и Кучкаса. Понастроили землянок. А как новгородцы туда пришли, подрубили столбы и захоронили себя. Котора чудь в живых осталась, в нашего брата переродилась» (Иванова А. А., Калуцков В. Н. Светлое Пинежье. М., 2000). О том же говорят свидетельства поморов середины XIX века. «Чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах».

Особую известность Пинежью принес феномен «икотников» – людей, способных насылать порчу в виде длительной безудержной икоты. Она поражает в основном женщин и детей, мужчины болеют очень редко. Местные жители искренне верят, что эту напасть насылают колдуны и ведьмы, а сама икота - это особое существо, разновидность нечистой силы. Она вселяется в человека в виде маленькой мушки, незаметно залетающей в рот, а без жертвы может существовать от 40 дней до нескольких лет. Избавить от икоты могут только знахари. Если лечение прошло удачно, то больной выплевывает изо рта мелкую тварь, что-то среднее между лягушкой и крысой. Это и есть икота, или, по-народному, пошибка. Ее сжигают в печи и читают при этом воскресную молитву. Если это существо просто закопать в землю, то оно выйдет оттуда и снова в кого-нибудь вселится.

Пространство, удаленное от жилья, всегда воспринималось пинежанами как чужое, нечистое, поскольку именно здесь человека подстерегали опасности и беды. В первую очередь это относится к лесу. Если в языческие времена люди считали лес своим домом, то с приходом христианства он стал восприниматься как средоточие темных бесовских сил. Природные духи, в отличие от домового, настроены к человеку враждебно. Наиболее значимы из них леший и водяной. Другие духи – болотник, боровик, полевой, луговик, кустица, колодезный – были второстепенны.

Водяной, согласно поверьям, обитает в каждом озере и реке. Пинежане также называют его водяным чертушкой, чиликуном. В лечебных заговорах он предстает как младший брат хозяев Северной Двины и Белого моря. Чтобы умилостивить его, после освобождения воды ото льда в реку бросали муку и другую еду, а также табак и просили: «Храни, спаси нашу семью». Пинежане считали, что утопленники – своего рода дань водяному: «У нас старики-те говорили, что в Покшеньге за год должен потонуть один человек. Если в этом году не потонет, дак в другом – двое. Это уж такая примета. А в Пинеге – три человека за год».

При встрече с враждебной силой человеку помогают обереги, чудодейственным образом защищающие своего владельца от разных бедствий.

В качестве оберегов от лешего используют разные предметы – нож, кочергу, лутошку (липовую палочку, очищенную от коры). Для защиты также можно взять с собой узелок соли, развести огонь или очертить вокруг себя осиновой палочкой магический круг. Водяной не переносит золы, высыпаемой по утрам в воду, от этого он мечется и разбивается о подводные камни, не любит он и того, кто свистит. Известно, что водяной не может утопить человека, поевшего хлеба из муки, смолотой в ночь на Ивана Купалу. Для защиты от водяного пинежане возводили по берегам реки кресты, часовни и церкви. Хорошо помогает молитва, но самое сильное средство против любой нечистой силы – это матерная брань. Чтобы уберечься от водяного, необходимо соблюдать нехитрые правила: не купаться в неположенное время, заходить в воду только с крестом и молитвой, просить разрешения искупаться и набрать воды. Если человек все-таки нарушил запрет (например, искупался после Ильина дня) и утонул, его разыскивали с помощью ритуала кормления реки, то есть бросали в воду хлеб.

По площади бассейн Пинеги равен Дании и почти в полтора раза больше Бельгии. Эта громадная территория практически целиком занята таежными северными лесами – ельниками и сосняками, остальная часть – болота, приречные луговины, речные и озерные глади. Пинежье – одна из наименее населенных территорий Русского Севера, известная хорошо сохранившимся лесным массивом. Города и промышленность в Пинежье отсутствуют, а относительно немногочисленные поселки, села и деревни сосредоточены в основном по берегам крупных рек.

В наиболее отдаленных деревнях Пинежья среди людей старшего поколения, даже тех, кто относит себя к православным, вплоть до наших дней сохранялись отдельные формы языческих верований, которые чаще всего носят бытовой характер. Этому способствовали в первую очередь удаленность и изолированность от городской цивилизации; бескрайние заповедные леса; близкое соседство с народами коми и ненцами, которые всегда были язычниками. Кроме того, здесь, как и на всем Русском Севере, никогда не было крепостного права, но долгое время существовали старообрядчество, знахарство и суеверия.

Дошедший до наших дней пантеон низших божеств Пинежья включает домовых, банников, овинников, гуменников, леших, водяных, болотников. Благодаря своим чудским корням пинежане издавна считались на Русском Севере не вполне русскими, да к тому же обладателями знаний в области белой и черной магии.

Последняя крупная вспышка массовой икоты, зафиксированная в этой местности, наблюдалась в 1986 году в селе Сура, которое считается своеобразным центром икотки. Общее количество заболевших женщин и детей тогда составило около 600 человек. В начале января 1987 года эпидемия прошла сама собой. Медицинским работникам, опрашивавшим больных, удалось выяснить, что вспышка возникла после того, как несколько человек во время приступов произнесли фамилии женщин, которые якобы «садят икоту». По отношению к этим лицам местные жители применяли различные репрессивные действия.

Эту напасть также называют бесноватостью, кликушеством, меряченьем. Это заболевание имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность. Первое упоминание об икоте, как одной из форм проявления кликушества, встречается в письменных источниках, датируемых началом XVII века.

Первым, кто охарактеризовал икоту как болезнь, был епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин, который высказал данное предположение в 1785 году. Современная официальная медицина считает, что икота – это индуцированное нервно-психологическое расстройство, проявляющееся в реакции на стресс, которое может перерастать в массовую психическую эпидемию.

Дремучая северная тайга наложила особый отпечаток на верования пинежан. По их представлениям, деревенский дом находится в центре мироздания, и только здесь можно чувствовать себя в безопасности. Вся окружающая природа, с ее темными, густыми лесами, является опасной и нежелательной для человека периферией. Каждое человеческое жилище имеет своего покровителя - домового. Если хозяева ладят с ним, то он будет присматривать за скотиной и помогать по дому. Кроме того, домовой может помочь в трудную минуту.

Леший, по поверьям пинежан, настоящий оборотень. Он может встретиться в своем истинном облике – высокий, без бровей и костей, часто покрытый еловой корой, и в обращенном. Тогда он будет выглядеть как простой человек, но обязательно с какой-нибудь несуразицей в одежде или обуви. Его жизнь устроена наподобие деревенской: у него тоже есть дом, жена и дети. Отношение к лешему двоякое: с одной стороны, его надо опасаться, как и всякую нечистую силу; с другой – он хочет научить человека правильно вести себя в лесу. Его шутки неприятны, но, как правило, не смертельны – он сбивает с дороги путников, пугает их хохотом и хлопаньем в ладоши. В то же время он помогает набрать грибов, ягод, добыть зверя или птицу и даже найти дорогу к дому.

Леший легко меняет свой размер от обычного человеческого роста до высоты верхушек деревьев или, наоборот, становится ниже травы или гриба. Он может превратиться в любого зверя, птицу, дерево, куст, гриб или прикинуться домашним животным. Любимые его места – коряги, вывернутые с корнем деревья, глухая чаща. Леший бодрствует ночью, до первых петухов, а днем спит.

Входя в лес, нужно обязательно спросить разрешения: «У каждого кустика и камешка есть свой хозяин, а уж в лесу лешак главный. Входишь в лес, попросись: "Тайга-матушка, лесной царь батюшка, гостей принимай, ягодами, грибами угощай, от бед оберегай, домой дорожку указывай"». В лесу даже простое упоминание имени лешего может обернуться непоправимой бедой, поэтому местные жители предпочитают матюкаться, а не лешакаться (поминать лешего).

Водяной – это старый плешивый дед с длинной седой бородой и большим брюхом, часто нагой, горбатый, облепленный грязью и тиной. Иногда он принимает облик утопленника – худого посиневшего старика, облепленного речными водорослями. Считается, что водяной может оборачиваться кем и чем угодно – ребенком, женщиной, рыбой, зверем, птицей или домашним животным. Любимое время водяного – тихие лунные ночи. Особенно он опасен накануне или во время больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (тогда души мертвых находятся на земле), в Ильин день. Чтобы заманить человека в воду, леший часто притворяется тонущим, взывающим о помощи или плачущим ребенком. Иногда он притворяется уткой или крупной рыбой, которых, кажется, очень легко поймать.

Пинежский заповедник

На территории Пинежья, в районе Беломорско-Кулойского плато, примыкающего на юге к долине Пинеги, находится уникальный для севера Русской равнины карстовый массив, сложенный гипсами. Здесь расположен целый ряд карстовых объектов, в первую очередь многочисленных пещер, густота сети которых – одна из самых высоких в мире. Для сохранения первозданных таежных лесов и многочисленных карстовых проявлений в 1974 году был образован Пинежский государственный природный заповедник. К наиболее примечательным геологическим объектам заповедной территории относятся многочисленные пещеры, протяженность которых может достигать 5 – 6 км; каньонообразная долина реки Сотки с живописными обрывистыми берегами, сложенными разноцветными выходами гипса; озеро Ераськино с карстовыми гипсовыми скалами-останцами по берегам.