Большое Богдо в Калмыкии

Республика Калмыкия, древний степной край, расположена на юге европейской части России, между Волгоградской, Астраханской и Ростовской областями. Около четырех веков назад ее заселили предки современных калмыков – ойраты, выходцы из Джунгарии, изъявившие покорность России. Бескрайние просторы поволжской степи стали родными для многих поколений калмыков и слились с живописными строками «Джангара» – сказания о стране счастья и благоденствия Бумбе и ее славных богатырях.

По свидетельству исследователя XIX века К. И. Костенкова, калмыки издревле поклонялись горе Большое Богдо (по-калмыцки – Богдо-уул), расположенной на территории современной Астраханской области, к югу от соленого озера Баскунчак. На ее вершине была сооружена пирамидальная насыпь из камней – собственно обо, к которому совершались восхождения с обязательными приношениями виде пищи, монет и т. п. Буддисты верят, что гора была освящена Далай-ламой, а лежащее рядом озеро Баскунчак образовалось из остатков его похлебки.

Большое Богдо – единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности и самая высокая ее точка. Подножие горы лежит на 20 м ниже уровня моря, а вершина – примерно на 130 м выше. С нее открывается величественная панорама озера Баскунчак и степных просторов.

Гора Большое Богдо в Калмыкии представляет собой соляной купол, перекрытый известняками, глинами, гипсами. На восточном склоне на поверхность выходят серые, голубоватые, желтые, розовато-красные глины, а в нижней трети склона – древние слоистые песчаники. В породе встречаются тонкие прослойки красных глин, кварцевых, кремниевых и яшмовых галек. Глыбы песчаников покрыты разноцветными пятнами накипных лишайников. Над песчаниками склон круто, почти отвесно, уходит вверх. Здесь найдены окаменевшие остатки вымерших позвоночных животных – земноводных лабиринтов. Известняковые глыбы и плиты, лежащие на склонах и вершине горы, нередко покрыты прекрасно сохранившимися отпечатками ископаемых моллюсков.

По одному из преданий, гора Богдо образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с Тянь-Шаня. Другое предание, записанное академиком Гмелиным в XVIII веке, гласит, что гора Богдо стояла прежде на берегах реки Урал, но двое святых калмыков задумали перенести ее на берега Волги. После долгих постов и молитв они взвалили ее себе на плечи и понесли по нескончаемым степям, но один из них упал под тяжестью ноши в минуту, когда в его голове мелькнула греховная мысль. Гора придавила его и оросилась кровью, отчего одна ее сторона до сих пор красная.

В ясную погоду Богдо-уул можно увидеть с расстояния около 60 км, а в пасмурную – с 25 км.

К юго-западу от священной горы тянутся Поющие скалы – возвышения, сложенные песчаниками причудливых форм, с обнажениями красных и голубых глин. При сильном ветре на скалистых склонах слышен неясный гул, напоминающий бормотание. Его вызывают неглубокие пещеры, каменные ниши и столбы, карнизы и многочисленные углубления, похожие на гигантские соты. По легендам древних кочевых племен, в глубине Поющих скал живет бог горы.

В степи, в открытых местностях, где нет гор или сколько-нибудь заметных возвышенностей, духам местности поклонялись на вершинах насыпных холмов, каменных куч и курганов, которыми так богата калмыцкая степь. Обычно на вершине самого высокого из них мужчины вбивали палку и ставили вылепленное из теста изображение Белого Старца. В этом древнем обряде участвовало и буддийское духовенство.

Ритуалы совершались везде, где были родники или источники. Ежегодно в конце августа – начале сентября калмыки приходили на берег реки, к роднику или колодцу и, сделав три земных поклона, благоговейно вкушали воду.

На севере Целинного района республики есть небольшой поселок Овата, с которым связана примечательная легенда. Однажды буддийские богини Зеленая Тара и Белая Тара увидели посреди степей красивое место и были настолько восхищены увиденным, что решили спуститься на землю. Раздался гром, сверкнула молния, и на серебряных тронах богини опустились в эти края. На месте, куда они ступили, забил чистейший родник, выросли деревья, а округа покрылась восхитительными цветами. Люди, увидев это чудо, призвали жрецов (гелюнгов), которые провели ова тэклган – обряд освящения кургана. На месте отдыха богинь соорудили обо в честь знаменательного события. С тех пор эта местность называется Овата, т. е. «место, где есть ова (обо)». Доныне здесь сохранился, как гласит легенда, след от стопы одной из богинь: глубокий провал в земле, который не подвластен времени. 22 октября 2000 год на этом месте поставили Ступу Просветления.

Калмыкия – единственный регион в европейской части России, где преобладает буддизм. В Калмыкии он имеет особую окраску, соединяя тибетскую традицию с древними добуддийскими верованиями. У калмыков существует множество обрядов поклонения земле, воде, огню и небу, что связано с многообразием добуддийских культов природы. Наиболее развит культ обо –хозяина местности, которого принято изображать в образе Белого Старца, покровителя семьи, пастбищ и скота.

Гора Большое Богдо по-прежнему считается священной, ежегодно к ней отовсюду съезжаются калмыки. Гора находится на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника и охраняется государством.

В засушливые годы местные жители молили о дожде вместе с гелюнгами (жрецами) и совершали жертвоприношения духам – хозяевам водных источников. Мясо жертвенных животных варили и тут же съедали, запивая ара-кой (крепкий алкогольный напиток, распространенный на Ближнем Востоке и в Центральной Азии). Подносили и другие продукты, а также монеты.

У калмыков издревле существовал культ растений, который дожил до наших дней. Так, близ поселка Хар-Булук на высоком степном гребне Ергеней растет одинокий тополь, ставший одной из визитных карточек калмыцкой степи. По преданию, этот тополь посадил монах Пурдаш-бакши, привезший молодой саженец из путешествия к Далай-ламе в Тибет. Этот тополь у калмыков-буддистов считается священным деревом, под сенью его могучей кроны медитируют, совершают богослужения и обряды. Возраст тополя составляет более 100 лет, высота – более 30 м. Мощный ствол на высоте 1 м от земли достигает 4,5 м в обхвате. Ежегодно сюда приезжают паломники, просят у дерева защиты, молят о дожде, о хорошем урожае, о сытом годе, оставляют у корней монеты, зажигают лампадки, привязывают к ветвям цветные лоскутки. Произнося молитву, каждый благодарит священное дерево: «Спасибо тебе, тополь, за здоровье, за детей, за внуков, за домашний скот». По воспоминаниям очевидцев, только богослужение у дерева помогло прервать затяжную засуху начала 1990-х годов и вызвать долгожданный дождь.

Рядом с тополем бьет целебный источник, вода которого уникальна – квасцовая по составу, она обладает высокой активностью против паразитарных заболеваний. Кроме того, минеральная вода Хар-Булукского источника быстро растворяет мочевые и желчные камни. Хар-Булук в переводе с калмыцкого означает «чистый родник».

Происхождение названия

Слово «богдо» у монголов и калмыков означает «священное», «великое». Так, китайского императора именовали богдыханом, т. е. священным государем. Гора Большое Богдо имела и другое калмыцкое название – Арслан-уул, т. е. Лев-гора, данное за ее внешнее сходство с лежащим львом. Эпитет «большое» возник как противопоставление горе Малое Богдо высотой около 37 м, расположенной относительно недалеко, но уже на территории соседней Республики Казахстан.

gmap
48.142494,46.855702