Быт марийцев

Быт марийцев

Марийская письменность. До включения марийских земель в Московское государство у марийского народа не было письменности. Точнее, марийцы для записей пользовались различными геометрическими знаками, которые не были буквами. Эти знаки назывались тисте. Их вырезали на древесной коре или на специальных палках с помощью специальных ножей. Тисте использовались для записи хозяйственной информации (учет имущества, долгов и прочего).

Есть легенда, что история марийского народа записана на палках, которые спрятаны в одной из пещер. Многие верят, что это правда, но несмотря на это, найти древние надписи или доказать их существование пока никому не удалось.

Одежда марийцев. Повседневной одеждой марийских мужчин была длинная холщовая рубаха и штаны. Зимой к ним добавлялся суконный кафтан или овчинный полушубок. Поверх одевали тулупы и шубы. Рубаху и верхнюю одежду подпоясывали. Штаны заправлялись в онучи. Кожаную обувь носили только зажиточные селяне, так как она была не всем по карману. Начиная с XVII века, широкое распространение получили лапти, сплетенные из липового льна. Зимой обувались в валенки. На голове носили шерстяную, домашней выделки, шапку с полями, обычно загнутыми кверху, и меховые белые бараньи шапки с черным верхом.

Женская одежда во многом повторяла мужскую, но имела и некоторые отличия. Женская рубаха была длиннее и богаче украшена вышивкой. Зимой женщины носили овчинный тулуп. На голову одевали шлемовидный головной убор (кашпу) или шарпан – головное полотенце. Пожилые марийки повязывали голову солыком – узкой налобной повязкой с вышитыми концами, которую чаще надевали на моления. Девушки ходили или с непокрытой головой, или с шапочкой «такийей».

По праздникам женщины надевали укороченное пышное платье с множеством цветных полос и фестонов, сборчатый по талии кафтанчик, фартук и плетеный пояс. В цветах одежды преобладали черные, темно-красные и коричневые оттенки. Все это было богато украшено узорами. Праздничный костюм дополняли ушные подвески из монет, бус и раковин. Восточные марийки в одежде чаще использовали ткани из белого холста и с меньшим количеством узоров.

Обычной будничной едой марийцев были вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или из крови с крупой, творожные сырники. Хлеб делали из овсяной и ячменной муки. Пекли лепешки и пироги с различной начинкой. Варили крупяные, овощные, грибные, рыбные супы, которые заправляли зеленью, простоквашей или сметаной. На молоке варили ячменные, овсяные и пшенные каши. Это все запивали киселем, пивом, пахтой или пуро – крепким медовым напитком. На праздники и для совершения ритуалов готовили суп с клецками (лашку), пресные лепешки и блины.

Праздники чаще всего были связаны с земледельческими работами и сопровождались языческими ритуалами. В старину у марийцев существовал праздник Агапайрем, проводившийся перед пахотой, но со временем он слился с марийским сабантуем. Кроме этого отмечались праздники сенокоса, урожая (Угинде-пайрем) и осеннего забоя скота. Зимой устраивался новогодний праздник с гаданиями, представлениями, обильными угощениями и вечерними гуляниями молодежи.

Марийские народные праздники. Во время празднеств и религиозных обрядов использовались музыкальные инструменты - волынка, барабан, гусли, деревянные, роговые и берестяные трубы. Для девушек умение играть на гуслях было обязательно – без этого ее не брали замуж. В фольклоре марийцев важное место занимали песни – «песни печали», сказки и предания. Перед праздниками совершались многодневные и многолюдные моления, а во время празднеств проводились различные спортивные состязания.

Самыми любимыми из них были борьба тяжеловесов и драка наполненными мешками.