Изделия из янтаря

Так получилось, что именно сегодняшних калининградцев природа одарила солнечным камнем наиболее щедро. Первыми его начали собирать и обрабатывать племена, обитавшие на побережье Балтийского моря еще до нашей эры. Янтарь всегда привлекал своим солнечным блеском и мягкостью, податливостью обработке. Его легко было обрабатывать даже простейшими каменными орудиями труда. Позже на территории Самбии прусы, населявшие эту землю, тоже добывали янтарь.

Во второй половине XIII и в XIV века тевтонский орден создает монополию на янтарь. Он получает окончательное оформление в так называемых «янтарных реалиях», в законах по которому любому человеку запрещалось иметь необработанный янтарь. Янтарь собирался жителями побережья, главным образом рыбаками. Всю добычу они были обязаны сдавать чиновникам ордена, а те так называемым «янтарным господам». Основная масса янтаря продавалась за пределами ордена, так как на его территории обработка янтаря была запрещена.

В Западной Европе в это время складывается гильдия резчиков по янтарю. Из янтаря изготавливались предметы преимущественно культового назначения – четки, распятия фигурки святых которыми до реформации снабжалась вся Европа. Когда господство ордена завершилось, свободные сборы янтаря на пляжах и отмелях возобновились с невидимым размахом.

Затем люди научились добывать янтарь в море, для этого использовали сачки, сидя в лодке, они раздалбливали янтароносный пласт, янтарь всплывал на поверхность и его вылавливали сачками. В Пруссии добычей янтаря занималось почти все население жившие в окрестностях моря.

С середины XVII века янтарь добывается в шахтах и штольнях. Шахты закладывались на пляжах, штольни – на обрывистых берегах моря. Но подземные разработки были невыгодными из-за неустойчивости и обводненности пород, поэтому они были прекращены. В начале XVIII века была сделана попытка добывать янтарь со дна моря с помощью водолазов, но из-за плохой организации работ она закончилась неудачей. В XIX веке появился метод открытых выработок.

В Германии процветала не только добыча, но и изготовление изделий из янтаря. Работало множество мануфактур, ремесленники, художники, мастера по резьбе были заняты в янтарной отрасли.

После Второй мировой войны, когда территория Восточной Пруссии отошла победителям, традиционный у немцев промысел янтаря стал советской заботой. Многочисленные переселенцы восстанавливали область, поднимали из руин Кенигсберг и поражались красоте балтийского золота.

21 июля 1947 года на месте старого немецкого был образован Калининградский янтарный комбинат. Он работает на базе крупнейшего в мире месторождения янтаря расположенного на побережье Балтийского моря в районе поселка Янтарный. Добыча янтаря ведется открытым карьерным способом с глубины от 12 до 50 метров. Весь добытый камень разделяют на три класса поделочный, прессовочный и лаковый. Большую часть продукции комбината составляют изделия из янтаря выпускаемые массовыми сериями. За годы своего существования комбинат изготовил десятки миллионов ювелирных украшений. Впервые годы ассортимент выпускаемой продукции был довольно однообразным, преобладали бусы, браслеты, кулоны, броши, мундштуки, зажимы и пуговицы. Украшения часто копировали форму листьев, ягод, фруктов и насекомых. Для большой натуралистичности янтарь подкрашивали. Наряду с массовой продукции художники комбината создали за эти годы серию тематических композиций, монументальных ваз, богато декорированных шкатулок и сувениров, среди них «Ваза изобилия», насыщенная многочисленными натуралистическими деталями модель атомного ледохода «Ленин» и часы «Эпоха». Разнообразие форм янтаря зависит от характера и места повреждения дерева – это капли, сосульки, грунтовые скопления, а также образцы с линзовидным и клиновидным поперечным сечением.

Цветовая гамма янтаря колеблется от водянисто-бесцветного до вишневого. Преобладающий цвет янтаря – все оттенки желто-белого цвета. Голубая и зеленая окраска янтаря является следствием рассеивание света пустотами или наоборот включениями, например, угля остатком древесины определенного диаметра и густоты расположения. Прозрачность этого минерала в природе различна – от мыла и поделочного пейзажного камня до костенного. Самое удивительное, когда природные комбинации, причудливые формы, цвета и прозрачность соединяются в одном камне.

Обработка янтаря не изменилась с древности, методы те же инструменты совершенствуются, но технологии практически не меняются с давних времен. Шлифовка и резка янтаря происходит на абразивных кругах, полировка также как и в стародавние времена – мягкими полировочными пастами и вручную мягкими тканями и в специальных машинах, где в барабан с янтарем загружают кусочки ценных пород дерева особой формы, которые во время вращения полируют янтарь. Также как и в древности обесцвечивают и окрашивают янтарь.

Для истинных ценителей янтаря дорога именно природная сущность камня, искусно подчеркнутая художником. Как у всего представляющего ценность нередки и подделки янтаря, особенно инклюзов в нем.

Главная янтарная сокровищница России – Калининградский музей янтаря. Это единственный в России музей одного минерала.