Рощи и деревья Западного Кавказа

Культ священных деревьев и рощ известен у многих народов мира, в том числе у западно-кавказских: адыгов, шапсугов, джигетов, черкесов, убыхов. В каждой долине Черноморского побережья вплоть до начала XX век сохранялось по нескольку священных рощ.

Существовал строгий запрет на истребление в них не только деревьев, но даже отдельных листьев. То же касалось и сохранности даров, приносимых в священную рощу. У горцев существовало твердое убеждение, что присвоившего что-либо из приношений постигнет мучительная смерть. В 1878 году исследователь кавказских народов Е. Вейденбаум писал: «Из заповедных священных рощ горец под страхом смерти не смеет похитить ни одной ветки, не унесет листка; на сучках вековых деревьев развешано оружие, принесенное в дар святыне, какой-нибудь давно отживший воин воткнул здесь в ствол дерева кинжал свой, и кинжал остался никем не тронут; дерево между тем ширилось и уже запустило кору свою под его рукоятку. Нечего и говорить, как богата растительность подобных рощ, так свято хранимых религиозным настроением жителей гор».

У кавказских народов бытовало поверье, согласно которому с помощью священных деревьев можно избавиться от болезни: для этого достаточно повесить на дерево какую-нибудь вещь, которая принадлежала больному или к которой он прикоснулся. Поэтому деревья увешивались тряпками и разными лохмотьями от одежды больных.

Приход на Западный Кавказ христианства и ислама практически не повлиял на культ священных деревьев и рощ. Их почитание до того укоренилось в народе, что горцы, посещая мечети, затем отправлялись молиться в свои заповедные рощи. Христианство привнесло в культ священных рощ почитание креста. По этому поводу Вейденбаум пишет: «Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по Черкесскому побережью доказывает, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств». Кресты обычно изготовлялись из древесины дуба или бука и размещались на наиболее старых и почитаемых деревьях или просто на видных местах.

Священные рощи на Западном Кавказе служили местом проведения массовых праздников и народных собраний. Так, в середине XIX века на территории современной Красной Поляны в центре старинного кладбища росли две священные древние пихты. Под ними 21 мая 1864 год наместник Кавказа принял парад русских войск, здесь прошел торжественный молебен по поводу окончания Кавказской войны. В долине реки Сочи, выше Пластунских Ворот, до начала XX века рос огромный священный тополь, почитавшийся убыхами. Длина окружности ствола у корня составляла 14 м, диаметр 4,5 м. По рассказам горцев, под древним тополем сочинские убыхи во главе с Хаджи Берзеком Керантухом в конце марта 1864 года сошлись на последнее народное собрание, где приняли трагическое для убыхского народа решение переселиться в Турцию.

Ныне от священных рощ мало что осталось. Уцелели священные дубы в Аибге, в долине реки Кичмай. В урочище Три Дуба северней Солохаула сохранились три гигантских священных дуба с диаметром стволов до 3 м и высотой порядка 40 м. О сакральности этого места свидетельствует и большое скопление дольменов, которых здесь около 20.

О Священный дуб в ауле Наджиго Лазаревского района. Среди местных жителей рощи считались неприкосновенными и заменяли им храмы. У каждого рода были свои рощи, и если внутри семейства возникала вражда, то недовольная часть отделялась и заводила собственную священную рощу

По письменным свидетельствам начала XIX века, культ священных дубов у абазин (один из народов Кавказа) выглядел так: «Они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и всякое колено имеет у себя таковой дуб на примете. В известные дни, наипаче перед начинанием какого-либо важного дела, как то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю и другие вещи и отправляют обряды, за коими следует пир».

В каждой священной роще Западного Кавказа чтили одно или несколько местных божеств, в жертву которым приносили коров и баранов. При этом на столетние деревья вешали мечи, кольчуги, шлемы, а в новейшее время – разноцветные ленты, лоскуты. Приношения сопровождались различными просьбами и благодарностями.

В адыгском ауле Наджиго, на севере Лазаревского района Сочи, сохранился гигантский дуб, почитаемый местными жителями. В прежние времена под этим священным деревом собирались старейшины аула, здесь проводились языческие обряды, народные собрания и суды. Сейчас дуб обнесен оградой и бережно охраняется.

Тюльпановое дерево в поселке Головинка

На окраине поселка Головинка, в полукилометре от устья Шахе, растет знаменитое тюльпановое дерево, которое пользуется огромной популярностью среди местных жителей и отдыхающих. Высота этого одиноко стоящего гиганта достигает З5 м, окружность ствола у поверхности земли – около 17 м, на небольшой высоте – около 13 м; возраст дерева составляет 300 – 400 лет. Научное название тюльпанового дерева – лириодендрон тюльпаноносный из семейства магнолиевых. Родина этого вида – Северная Америка, где его называют желтым тополем за ослепительно-желтый цвет листвы, который она приобретает осенью. На родине отдельные деревья достигают высоты 75 м. Цветет дерево в мае – июне нежными оранжево-желтыми цветками, по форме напоминающими тюльпаны. Древесина мягкая, легкая, прочная, обладает высокими техническими, в том числе хорошими резонансными, свойствами, и из нее изготовляют музыкальные инструменты и мебель.

До сих пор нет точных сведений о появлении этого дерева в Головинке. По одной из гипотез, его посадил в 1840 году начальник Черноморской береговой линии генерал Раевский (сын героя Отечественной войны 1812 года). Генерал, как и многие прогрессивные люди того времени, мечтал превратить дикое заболоченное побережье в цветущий сад. Но дерево значительно старше. Кроме того, это одно из последних сохранившихся деревьев священной рощи коренных жителей – шапсугов и убыхов. До середины XIX века роща служила им местом проведения языческих обрядов и народных собраний. Хоть Раевский и относился к местному населению очень лояльно, трудно представить, чтобы завоеванный народ стал почитать дерево, привезенное завоевателем.

Шапсугская легенда о головинском лириодендроне гласит: «В незапамятные времена великий бог Созереш, покровительствующий животворящим силам земли, перешел Черное море, ступая по воде как по твердыне, с чудесным посохом. Достигнув суши, он остановился отдохнуть на правом берегу быстрой полноводной горной реки, которая впадала неподалеку в море. Свой чудесный посох он воткнул в землю, и вскоре тот пустил корни и зазеленел. Благословил великий Созереш земли плодородные, что вдохнули жизнь в посох, и пожелал остаться в крае благословенном, дабы не иссякли щедроты его».

С той поры местные жители ухаживают за священным деревом, выросшим из посоха Созереша, ибо верят, что, пока живо дерево, Созереш будет благосклонен к этим местам и не покинет их, а значит, не оставит этот край живородящая сила матери-земли. Это один из символов Западного Кавказа.