Природные священные места России

На огромном пространстве России среди множества разнообразных природных ландшафтов выделяются необычные «храмы под открытым небом». Это так называемые сакральные природные места (слово «сакральный» в переводе с латинского означает «священный, культовый») или, на современном языке, – «места силы».

Священные природные места – значимая часть культуры самых разных народов. До сих пор у саамов и ненцев (Север европейской части России), мари и чувашей (Средневолжье), манси и ханты (Урал), алтайцев, шорцев, тувинцев, хакасов, бурят, сойотов, якутов, эвенков и др. (Сибирь) в древних святилищах происходят камлания шаманов, проводятся обряды и национальные праздники. В народной памяти и в обрядовой практике с древнейших времен сохраняется поклонение природным стихиям, духам огня, воды, гор.

Деление на «природные» и «искусственные» святилища довольно условно. К первым обычно причисляют священные горы, скалы-останцы, валуны, озера, острова – то есть ставшие местами поклонения фрагменты природного ландшафта, и созданные человеком памятники, основные культовые элементы которых выполнены из природных материалов – скальные святилища с петроглифами, мегалиты, в том числе сложные – плиточные дольмены, курганные ограды. Большая часть природных сакральных мест России расположена на особо охраняемых природных территориях. Однако их реальная охрана осуществляется только в заповедниках, национальных и частично в природных парках. Многие древние сакральные места, особенно скальные и пещерные святилища, стелы, дольмены, сейды, находятся в плачевном состоянии. К сожалению, чаще всего это последствия вандализма, а не естественный процесс медленного разрушения под действием времени и природы.

Сакральное место обладает особым статусом – оно отделено от повседневной жизни и предназначено только для совершения обрядов, помогающих установить связь с высшими силами. В религиозном сознании это зона, которая возникла благодаря действию сверхъестественного начала, преобразившего ее и наделившего особым смыслом. Как земное местопребывание духов и богов, пространство встречи мира человеческого и мира священного, сакральное место требует чрезвычайно почтительного к себе отношения.

Язычество, в отличие от возникших значительно позже цельных и закрытых мировых религий, было и остается неоднородной открытой развивающейся системой – новое в нем постоянно дополняет старое и образует целый ряд напластований. Некое смешение и взаимопроникновение языческой и христианской традиций нетрудно отметить и сегодня – сохранение языческих верований хотя бы в упрощенном и переосмысленном виде указывает на их значимость в жизни не только древних, но и современных народов России.

Места для святилищ выбирались не случайно. Как правило, такие участки окружающего ландшафта сами по себе вызывают сильные эмоциональные реакции, пробуждают воображение. Еще одна трудно объяснимая особенность большинства таких мест – их приуроченность к аномальным зонам. Например, по данным геологов Карельского научного центра РАН, христианские культовые сооружения Русского Севера, часто возведенные на месте более древних языческих святилищ, располагаются там, где в земной толще возникают геопатогенные зоны (т. е. зоны глубинных разломов либо некоторые неоднородности в земной коре, в частности, гравитационные ступени, формирующиеся при контакте пород разной плотности). В таких зонах изменяются сила тяжести, радиоактивные, электромагнитные, сейсмоакустические и другие поля, физические и химические параметры, происходит выброс глубинных газов, уменьшающих содержание свободного кислорода. По данным исследователей, подобная приуроченность характерна для более чем 100 христианских памятников Севера. В отдельных случаях святые места (например, Валаамский монастырь) располагаются над так называемыми горячими валами и точками, где магма из глубины недр ближе всего поднимается к поверхности.

Многие священные места России – яркий пример гармонии человека и природы, когда именно охрана культовых мест с древних времен способствовала сохранению и природных достопримечательностей.

Коневский скит

На острове Валаам в северо-западной части Ладожского озера. По одной из версий, название острова происходит от имени языческого бога Велеса (Волоса, Ваала), и до прихода христиан Валаам был языческим святилищем. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный, просвещая славян и скифов, дошел до Валаама, разрушил бывшие здесь языческие капища и установил каменный крест. Основателями Валаамского монастыря были святые преподобные Сергий и Герман в X – XI веках. Материальных свидетельств существования на острове языческого святилища не сохранилось.

Природные священные места России

Чтобы разобраться в великом множестве и многообразии культовых природных мест и памятников, их можно разбить на несколько основных групп: геологические объекты, острова, водные и живые растительные объекты, местности, связанные с героями эпоса или историческими персонажами.

I. Геологические объекты – самая многочисленная группа. Среди них можно выделить

1. Природные:

- горы, вершины гор (Кольский полуостров, Карелия, север Астраханской области, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Южная Сибирь, Якутия);

- перевалы (Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия);

- скалы-останцы, нередко напоминающие фигуры людей или животных (Кольский полуостров, Карелия, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Восточное Забайкалье, Якутия);

- камни-идолы – относительно небольших размеров (1,0 – 2,0 м) камни причудливой, часто антропоморфной или зооморфной формы (Республика Карелия, Вологодская область, Северный и Приполярный Урал, Большое Сочи);

- крупные валуны весом 0,5 – 1 т и более, нередко ледникового происхождения (Центральная Россия, Восточное Забайкалье);

- камни-следовики – валуны с вмятинами на поверхности, напоминающими следы рук или ступней (Вологодская и Тульская области).

2. Природные объекты со следами человеческой деятельности в виде наскальной живописи и (или) присутствия в непосредственной близости от них культовых предметов:

- скальные святилища (Кольский полуостров, Карелия, Южная Сибирь, Амурская область);

- пещерные святилища (Кавказ, Урал, Южная Сибирь).

3. Примитивные сооружения из камней:

- лабиринты – спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунов на поверхности земли;

- валунные насыпи (Соловецкие острова);

- мегалиты – многотонные камни или сооружения из камней, специально установленные человеком. Подразделяются на:

а) сейды – крупные валуны, установленные на камни-подставки (Кольский полуостров, Карелия);

б) дольмены-монолиты – очень крупные валуны диаметром более 8 – 10 м с выдолбленными внутренними камерами (Западный Кавказ);

в) плиточные дольмены – сооружения из нескольких каменных плит (Западный Кавказ);

г) плиточные ограждения курганов (Южная Сибирь);

д) менгиры – вкопанные одиночные каменные столбы (Кавказ, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия);

е) стелы – вкопанные каменные столбы или плиты с выбитыми изображениями (Минусинская котловина);

ж) изваяния – вкопанные каменные столбы или плиты с выпуклыми антропоморфными или зооморфными изображениями – личинами (Минусинская котловина).

4. Камни-лекари – объекты особого почитания среди современных паломников - разнообразные камни из перечисленных выше, обладающие положительным действием на организм и психику человека.

II. Острова:

- морские (Вайгач в Баренцевом море, Соловецкие острова и архипелаг Кузова в Белом море);

- озерные (Кижи в Онежском озере, Валаам в Ладожском озере, Ольхон на Байкале);

- речные (Столб в дельте реки Лена).

III. Водные объекты:

- озера (Плещеево, Светлояр, Нумто, Байкал, Ножий);

- реки (Аршаны в Бурятии и Восточном Забайкалье);

- истоки великих рек, почитаемые как национальные святыни;

- святые и целебные источники по всей территории России.

IV. Живые растительные объекты:

- отдельно растущие деревья-долгожители огромных размеров и причудливой формы распространены по России;

- священные рощи.

V. Местности, связанные с героями эпоса или историческими персонажами (Бурятия, Забайкальский край).