Святилища Припечорья

Припечорье, охватывающее долину реки Печоры на территории современной Республики Коми, обживалось еще со времен палеолита. Большое количество археологических находок свидетельствует о заселении этого таежного края, богатого дичью и рыбой, представителями финно-угорских и самодийских народов. Из немногочисленных языческих культовых объектов в Припечорье сохранились остатки святилищ, расположенных в природных укрытиях – пещерах или гротах. В Средние века эти пещерные святилища использовались для общения с потусторонним миром, включая жертвоприношения. Языческие идолы («истуканы», «кумиры»), около которых совершались ритуалы, делались из дерева, тканей, камня. Деревянные идолы представляли собой обрубки лиственничного ствола с острыми или круглыми головами и с грубо вырубленными лицами. К сожалению, такие изваяния находят крайне редко, поскольку дерево недолговечно и плохо сохраняется. Другая разновидность идола – отдаленно напоминающая человека бесформенная «кукла» с копьем или связкой стрел в качестве «сердечника», скрытая под многослойными одеждами или кусками ткани. На такую фигуру навешивались украшения, имитации боевого доспеха (а иногда и настоящий доспех), оружие.

В местах языческих святилищ сохранились следы кострищ и многочисленные остатки вещевых, пищевых и кровавых приношений древних жителей своим богам и духам, у которых они испрашивали благосклонности и благополучия.

Вещевые приношения включали костяные и металлические наконечники стрел, различные серебряные, бронзовые, стеклянные украшения, серебряные монеты, предметы обихода, оружие, орудия труда. Обширна география изделий, изготовленных местными мастерами и «зарубежных», попавших сюда сложными путями из Волго-Камского региона, Сибири, Азии, Западной Европы. В качестве вещевых жертвоприношений использовались предметы и более ранних эпох, например фрагменты бивней и пластинки зубов мамонтов в Канинской и Адакской пещерах. Ископаемые остатки этого животного широко почитались среди народов Урала и Сибири по причине его огромных размеров. Древние люди, находя гигантские кости, бивни и зубы по берегам рек, видели в них следы могучего и таинственного существа, которое обитает в воде и вызывает обвалы берегов и неожиданные сильные волны.

В качестве пищевых жертвоприношений использовали практически все виды промысловых животных и птиц Припечорья. Наиболее часто в жертву приносили головы медведя, оленя, бобра. Как правило, жертвенные животные приносились на святилища только символически, в виде отдельных фрагментов: голова и нижние части ног, завернутые в шкуру, должны были символизировать целого зверя. Основная же часть туши использовалась самим жертвователем для устройства обряда-праздника.

Редкий случай кровавых жертвоприношений выявлен в средневековом слое Уньинской пещеры, где были найдены человеческие зубы и фаланги пальцев, принадлежавшие не менее чем двум индивидам. Эти находки – свидетельства давно исчезнувшего обряда человеческих жертвоприношений, существовавшего в глубокой древности у многих народов, в том числе и у финно-угорских.

Костер в обрядовых пещерах играл роль ритуального огня, около которого совершались культовые церемонии и на котором варилось мясо жертвенных животных. Во все времена жертвоприношение животных было одним из важнейших элементов ритуального действа. Яркой иллюстрацией служит фрагмент из сочинения путешественника Алессандро Гваньини (вторая половина XVI века): «...этому истукану обдорцы, угричи и вогуличи, а также и другие соседские племена воздают культ почитания, жертвуют идолу самые дорогие и высокоценные собольи меха, вместе с драгоценными мехами прочих зверей, закалывают в жертву ему отборнейших оленей... и во время жертвоприношения колдун вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же (странно сказать) обычно дает вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел».

Среди вещественных жертвенных предметов в магических обрядах древних обитателей Уральского Севера особую роль играли костяные наконечники стрел. Исследователь И. А. Абрамов в XIX веке отмечал: «Ни один остяк не проезжал мимо тех, чтимых ими предметов, без того, чтобы сперва не

выстрелил в них из лука... Остяки приносили своим идолам в жертву лучшую мягкую рухлядь; стрелы, много раз убивавшие зверя; также серебряные деньги, тарелки и блюда». В этнографических материалах, касающихся ненцев, манси и хантов, сохранился целый пласт сведений о святилищах и ритуалах, которые там проводились. Их анализ свидетельствует о почти полном сохранении обрядности по крайней мере с V века до современности.

В Припечорье известно не менее десяти пещерных святилищ, из которых наибольшее внимание привлекают Грот-Арка в низовье реки Подчерем, Эшмесская пещера на реке Большой Эшмес, Канинская и Уньинская пещеры в верховьях реки Печоры, Адакская на реке Уса. Кроме Припечорья пещерные святилища были широко распространены по всему Уралу, в том числе на его восточных склонах и на горных притоках Камы (реки Колва, Вишера, Чусовая, Лобва, Лозьва, Чаньва).

В верховье Печоры, на территории Печоро-Илычского биосферного заповедника, расположены две пещеры-святилища – Канинская и Уньинская.

Канинская пещера находится на правом берегу Печоры, в 1,5 км выше устья реки Пихтовки. Она образована в толще скал массивных известняков, суммарная длина ее ходов достигает 63 м.

Уньинская пещера расположена на правом берегу реки Уньи, в 118 км выше села Усть-Унья, и длина ее ходов составляет 390 м.

Ярким примером каменного идола является зырянский бог «Каменная баба» – хорошо сохранившееся природное каменное изваяние высотой около 1 м, вывезенное из района реки Вычегда в конце XVIII века генерал-губернатором Вологодской губернии А.П. Мельгуновым. В настоящее время зырянский идол установлен во дворе Симоновского корпуса Архиерейского двора в историческом центре города и является экспозицией Вологодского музея-заповедника.

Особое место среди вещевых жертвоприношений занимали специально изготовленные фигурки реальных и фантастических животных, людей или существ, сочетавших человеческие и звериные черты. В культовых целях на серебряных изделиях процарапывались различные изображения (граффити), а также наносилось золочение.

Эшмесская пещера-святилище – уникальный по составу находок памятник средневековой археологии на северо-востоке европейской части России. Центральное место среди них занимают деревянные Эшмесские идолы. Они прекрасно сохранились, несмотря на то что стояли на поверхности в гроте пещеры, а не были засыпаны землей.

По данным радиоуглеродного анализа, они были вырублены из лиственницы более 1000 лет тому назад.

Помимо идолов в пещере были обнаружены различные предметы из серебра и бронзы, украшенные рельефным геометрическим орнаментом, изображениями реальных и фантастических животных, человеческими лицами и фигурами, золочением различной формы. Также здесь были найдены монеты X – XI века. Стилистические особенности эшмесской деревянной скульптуры и граффити на серебре свидетельствуют о том, что это святилище принадлежало одному или даже нескольким родственным народам заполярной и приполярной зоны Евразии – ненцам, северным хантам, нганасанам, энцам, селькупам, приенисейским эвенкам.

В Средние века пещеры служили языческими святилищами, что подтверждают многочисленные археологические находки (ритуальные предметы из кости, меди, серебра, стекла, глины). Кроме того, в более глубоких культурных слоях были найдены кости плейстоценовых и голоценовых животных, в основном млекопитающих, что свидетельствует о значительно более раннем использовании пещер человеком. Изучая пещерные святилища Припечорья, можно получить представление о самых ранних формах религиозных представлений народов Крайнего Севера.

Самая интересная из немногочисленных археологических находок Грота-Арки – бронзовая круглая подвеска. Сами по себе такие подвески довольно обычны для святилищ, их известно несколько десятков (созданы они не раньше 1080-х годов). Интересна же она тем, что в нескольких святилищах на огромной территории Припечорья есть по одной ее точной копии. Это говорит о том, что культовая традиция в XI века была едина по всей Печоре и в тундре.

Пещера Медвежья

В 500 м от берега Печоры, в 16 км выше устья реки Большой Шежим, на территории Печоро-Илычского биосферного заповедника расположена пещера Медвежья. Общая длина исследованных ходов составляет около 480 м, а входной грот уходит вглубь массива на 38 м. В гроте в 1960 год была открыта первая из самых северных в мире палеолитических стоянок древнего человека. В культурном слое найдены многочисленные кости ископаемых плейстоценовых животных: пещерного медведя, мамонта, шерстистого носорога, тигрольва, овцебыка, северного оленя, зубра, лося, лошади, песца, волка, зайца, копытного лемминга. Обнаружено большое количество (около 3 тысяч) сброшенных рогов северного оленя. Кремневый инвентарь стоянки насчитывает 1500 предметовек Большинство из них – отходы производства каменных орудий, отщепы, чешуйки, осколки. Нуклеусы (куски кремня или камня другой породы, от которых отбивались или отжимались отщепы или ножевидные пластины для изготовления каменных орудий) призматические, большинство орудий изготовлено на призматических пластинах. Среди них скребки, скобели, ножи, усеченные пластины. Изделия из кости представлены обломками орудия типа мотыги из бивня мамонта с прорезанным пазом. Возраст находок около 30 тыс. лет. Люди верхнего палеолита жили в условиях сурового климата.

Грот-Арка на реке Подчерем

Скальное святилище Грот-Арка расположено на территории национального парка «Югыд ва», в 36 км выше устья реки Подчерем (правого, полугорного притока Печоры. Арка образовалась в результате подмывания скального известнякового выхода с двух склонов террасы – со стороны Подчерема и со стороны реки Большая Дроватница. По сути, образование арки – результат «встречи» двух небольших гротов, что представляет собой достаточно редкое явление. В комплекс Арки входят также три каменных «болвана» – невысокие останцы, образованные выветриванием основной скалы. Грот-Арка стоит особняком среди других пещерных святилищ Припечорья. В отношении найденных предметов это самое бедное святилище. Кроме того, в отличие от других известных святилищ Грот-Арка находится в непосредственной близости от скального свода, на открытом воздухе, причем не на ровной площадке, а на покатом склоне. И наконец, это святилище отличает очень непродолжительный период существования – конец XI век Последнее объясняется, вероятно, тем, что скала с аркой состоит из довольно мягкой породы – известняка – и интенсивно разрушается. Поэтому здесь часто случались обвалы и оползни. Один из таких обвалов, видимо, и послужил причиной прекращения действий на жертвенном месте.